Адвокат Слова | Ваш бизнес-юрист

Бизнес по франшизе: что надо учесть, чтобы не разориться

Статьи
  • Франшиза — покупка уже готовой системы бизнеса под определенным брендом с четкими инструкциями и поддержкой от владельца бренда.
В законодательстве РФ понятие франшизы отсутствует, но на практике это модель бизнеса весьма популярна. Юридически она оформляется как договор коммерческой концессии или лицензионный договор.
Мы ни в коем случае не против франшизы, но будучи практикующими юристами, нередко сталкиваемся с провалами такого бизнеса, которые можно было предотвратить.
Проблемы поджидают тех предпринимателей, которые забывают о необходимости проверить финансовую модель франшизы еще до покупки и не дорабатывают договор с учетом своих интересов.

Дело в том, что у франчайзера (владельца франшизы) и франчайзи (предпринимателя, который по ней работает) совершенно разные бизнес-цели.
  • Цель франчайзера — расширить свою сеть, как можно быстрее и получать больше доходов от паушальных взносов и роялти.
  • Цель франчайзи — прибыльный и бизнес на долгий срок и окупаемость вложений.
Соответственно, на практике, франчайзер часто навязывает свою модель: ради расширения оборота он ставит низкие цены, порой ниже себестоимости. И достигает свой цели — деньги капают.

А предприниматель, приобретший такую франшизу, работает себе в убыток, с трудом находя средства на зарплату, аренду и т. д. Долги копятся, бизнес становится нерентабельным. А франчайзер продолжает расширять свою сеть и не заботится о устойчивости уже созданных точек.
Для того, чтобы не попасть в такую ситуацию, подробности бизнес-модели нужно обсуждать до покупки франшизы. И внимательно изучать соответствующие документы.

Словесные обещания не всегда совпадают с тем, что предусмотрено договором. И очень досадно, когда уже начав работать, предприниматель понимает, что устойчивый и прибыльный бизнес ему не создать.
Made on
Tilda