Правительство РФ одобрило целый пакет законопроектов по электронной коммерции. Они уже внесены Госдуму.
Основным стал проект федерального закона «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики (в части регулирования деятельности цифровых платформ)».
Он должен быть введен в действие с 1 марта 2027 года.
Рассказываем коротко об основных моментах.
Деятельность маркетплейсов будет регулироваться.
- Все маркетплейсы будут внесены в специальный реестр.
- При заключении договоров с продавцами маркетплейсы будут обязаны проверять продавцов (сведения из ЕГРН, ЕГРИП), наличие разрешений, лицензий, сертификатов и других необходимых документов. Кроме того будет проверяться маркировка продаваемых товаров.
- Маркетплейсы должны будут указывать в карточках товаров информацию о том, что они не являются продавцами товаров (кроме случаев, когда они сами продают товары от своего имени).
- Устанавливаются требования к логистике маркетплейсов и особенности взаимодействия с пунктами выдачи заказа.
- Вводятся гарантии продавцам.
- в договорах с селлерами (продавцами) будут прописываться конкретные условия работы;
- если маркетплейс изменит договор в одностороннем порядке, то он должен уведомить продавца не менее чем за 15 дней до вступления такого изменения в силу;
- споры с торговой платформой должны будут решаться сначала в досудебном порядке;
- санкции в отношении продавцов должны быть обоснованы, а уведомление о них направлено не позднее чем за три дня до применения;
- маркетплейсы не могут делать скидки на товары без согласия продавцов.
- Запрещается продажа запрещенных товаров. Например, несертифицированные БАДы или агрохимикаты, лекарства без лицензии.
- Вводится обязательное взаимодействие маркетплейсов с налоговыми органами.
- Вводится запрет на манипуляции с сортировкой товаров. Если покупатель выбирает сортировку по определенному критерию, платформа не вправе искусственно изменять порядок товаров, продвигая рекламные позиции.
- Покупателям вернуть некачественную продукцию будет проще. Гражданам дадут техническую возможность для связи с поставщиками.
Изменения еще будут вноситься в законопроект. Например сейчас усиленно лоббируется ограничение размера скидок на Озоне Вайлдберриз. Помимо розничных магазинов возмущаются Яндекс Маркет, Lamoda, ВсеИнструменты.ру и Купер — у них цены традиционно выше.